Сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей. Важным фактором сохранения здоровья обучающихся является организация правильного питания.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
От эффективности осуществляемого образовательной организацией контроля за процессом организации питания и выполнением условий контракта на организацию питания или на поставку продуктов питания зависит соблюдение прав участников образовательных отношений и качество предоставляемой обучающимся услуги питания.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Руководитель образовательной организации должен обеспечить межведомственное взаимодействие и координацию работы по вопросам контроля качества детского питания, в том числе назначить ответственного сотрудника за организацию питания обучающихся с определением ему функциональных обязанностей, а также сотрудника, ответственного за качество поступающей в образовательную организацию продовольственной продукции.
Если питание организует и осуществляет образовательная организация, ответственность за качество питания несет ее руководитель.
Если питание организует и осуществляет сторонняя организация на основе договора, ответственность за качество питания несет эта организация, однако наличие договорных обязательств сторонних организаций не снимает ответственности с образовательной организации и ее директора.
Одним из эффективных механизмов обеспечения безопасности детского питания является организация родительского контроля.
Руководитель образовательной организации может инициировать создание общественно-экспертного совета по организации и качеству питания с включением в ее состав родителей обучающихся.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, защищать права и законные интересы обучающихся, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей и обязаны обеспечить получение ими общего образования, а также принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации (ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Защита прав обучающихся осуществляется обучающимися самостоятельно или через своих законных представителей (ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Родители (законные представители) детей как потребителей школьного питания имеют право знать о предоставлении безопасной услуги (ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей»).
Право представителей родительской общественности на участие в организации и контроле школьного питания, как правило, закрепляется в нормативных документах образовательной организации.
Состав общественно-экспертного совета утверждается в начале каждого учебного года директором образовательной организации. А также формируется план работы совета в части проведения различных проверок.
Общественно-экспертный совет по контролю за организацией и качеством питания обучающихся периодически (но не реже 1 раза в квартал) отчитывается о проделанной работе на совещании при директоре образовательной организации.
Общественно-экспертный совет по контролю за организацией и качеством питания обучающихся имеет право определять:
- соответствие фактического меню примерному меню, утвержденного руководителем общеобразовательной организации;
- вкусовые предпочтения детей;
- причины неприятия конкретных блюд;
- объем остатков конкретных блюд и общий объем отходов;
- соблюдение культуры обслуживания обучающихся /воспитанников и др.
Практика родительского контроля в школьной столовой
- Обеденный зал
- Наличие (в том числе на сайте школы) примерного (циклического) меню, согласованного с Роспотребнадзором;
- Наличие в обеденном зале фактического меню на день посещения столовой;
- Сравнение примерного и фактического меню на предмет установления замен блюд;
- В случае нахождения замен блюд получение информации от руководителя столовой о причинах и допустимости их применения.
- Прием пищи детьми
- Наблюдение за детьми, в том числе и за их покупками в буфете (во время приема пищи, не мешая им).
- Выборочный блиц-опрос школьников (сразу после приема пищи):
какие блюда вкусные/невкусные;
что не съел и почему.
- Оценка остатков в тарелках (сотрудников столовой попросить не убирать сразу стол одного класса):
что конкретно не съедено (определение непопулярных блюд);
сколько (в %) съели все, половину, четверть, ничего.
- Дегустация, обсуждение и разработка рекомендаций
- Покупка на линии раздачи и в буфете тех же блюд, которые едят дети (не специально накрытые для проверяющих).
- Оценка вкусовых качеств купленных блюд и их температуры.
- Обсуждение с директором школы и руководителем пищеблока итогов посещения.
- Разработка рекомендаций по результатам проверки. Осуществляется в течение следующих нескольких дней с привлечением экспертов и использования экспресс-анализа примерного меню, что позволяет сформулировать предложения по сбалансированности и стоимости меню.